luther

Должен ли пастор быть богословом?

igor-gerdov для alex-pro-1

В своем классическом труде по историческому богословию Ярослав Пеликан делает интересное наблюдение:

"Наглядным примером такого происходящего с течением времени изменения является эволюция понимания того, в чем состоит призвание богослова. В период с 100 по 600 год большинство богословов были епископами; с 600 по 1500 год на Западе они были монахами; после 1500 года - университетскими профессорами. Григорий I, умерший в 604 году, был епископом, а до того – монахом; Мартин Лютер, умерший в 1546 году, был монахом, ставшим университетским профессором. Каждому типу богословов соответствовало определенное понимание богословского призвания, но также и того пути, в соответствии с которым вероучение продолжает развиваться, связывая между собой веру, учение и исповедание" (Пеликан, Христианская традиция, 5)

Сегодня, на мой взгляд, наблюдается дефицит проповедников и пасторов, которые желали бы глубоко изучать богословие. Многим кажется, что занятие богословием – это удел академиков. Только у них есть время разбираться в различных нюансах вероучения и вдаваться в богословские тонкости, в то время как у обычных пасторов всегда много работы с людьми и толпы неверующих, которым нужно благовествовать. Поэтому, теория хороша, но в служении слишком много дел, а теоретическими вопросами заниматься просто некогда...

По всей видимости, для того, чтобы разрешить эту дилемму, нам нужно оберегать себя от искушения вдаваться в крайности. Было бы неправильно оставить заботу о людях, забыть об их переживаниях и проблемах и в полной изоляции от паствы проводить время в чтении книг. Это крайность. Но, с другой стороны, нам необходимо признать, что существует и другая крайность, которая не менее реальна и опасна. Пренебрежение собственным ростом в понимании вероучения, воздержание от чтения серьезной богословской литературы и отсутствие интереса к богословию обязательно приведет к последствиям в служении. Только задумайтесь насколько важно пастору иметь ответы на следующие вопросы: Что такое Троица и как ответить на аргументы сообщества "Сторожевой башни"? Чем отличается православное понимание спасения от протестантского? Если Бог благ и всемогущ, то почему существует зло? Почему мои неверующие родственники никак не приходят ко Христу? Как объяснить молитву в свете неизменности и всевластия Бога? Почему мы проводим богослужения в воскресенье, а не в субботу? Это лишь несколько вопросов, но при ответе на каждый из них пастору понадобиться хорошее знание Писания и богословия. Естественно, мало кто сможет быть экспертом по всем вопросам, но богословская подкованность и проницательность церковного руководства (равно как и их отсутствие) будут непременно проявляться в церковном служении.

Поэтому, давайте стремиться к балансу и помнить, что большая нужда наших церквей – это посвященные и верные Богу пасторы-богословы!

См. интересную статью Альберта Молера "Пастор-богослов"

Comments have been disabled for this post.