eugene

Новая книга о разъяснительной проповеди!

Егоров Евгений для alex-pro-1: Очень благодарен служению 9 Признаков и издательству In Lumine за новую книгу о проповеди. Книга Девида Хелма доступна на русском языке бесплатно здесь:

https://9marks.org/wp-content/uploads/2015/05/Expositional-Preaching-full.pdf



Я начал читать книгу Хэлма и мне очень понравилось то, что он говорит об опасности имрессионистской проповеди.

Вот небольшой отрывок из книги.

ИМПРЕССИОНИСТСКАЯ ПРОПОВЕДЬ
Во второй половине XIX века в искусстве господствовал реализм. Согласно той эстетической позиции, задачей искусства было как можно точнее и объективнее отображать действительность. Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и еще несколько молодых художников, взращенных в духе реализма, сдружившись, решили работать вместе. Живописцы нового поколения, в отличие от своих наставников-реалистов, тяготели к использованию более яркой палитры красок и избирали для своих полотен сцены из современной им жизни, а не исторические или мифологические сюжеты, сознательно оставляя позади также и стиль романтизма, свойственный их предшественникам. Переломным моментом, который помог этим молодым художникам определиться как группа нового направления, стал Парижский салон – художественная выставка, открывшаяся в 1863 году. Жюри, отбиравшее для нее картины, отклонило такое множество их работ, что было принято решение выставить отвергнутые произведения на две недели позднее в отдельном помещении. Это был знаменитый Салон отверженных. На протяжении следующих десяти лет молодые художники ходатайствовали об организации постоянно действующих альтернативных выставок, где они могли бы представлять новые стили живописи, но все эти попытки систематически отвергались.
В 1873 году Моне, Ренуар и еще несколько художников образовали «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов», чтобы получить возможность устраивать независимые выставки. Первая публичная выставка этой новой группы состоялась в апреле 1874 года в Париже. Стили изменились еще больше. Ренуар начал экспериментировать, преобразуя реальность виденного, что было явным отходом от реализма. Моне стал писать широкими крупными мазками, передававшими лишь общую форму предметов – манера, разительным образом отличавшаяся от стиля старшего поколения художников, тщательно выписывавших все детали. Взять, к примеру, его картину «Впечатление. Восход солнца», изображающую гаврскую гавань на утренней заре. Словно бы признавая, что написанный им пейзаж далек от реалистичности, Моне добавил к его названию слово «впечатление». Позднее язвительный критик воспользовался этим, чтобы высмеять художников, обозвав их импрессионистами (от фр. impression – впечатление)
         Одним из самых смелых новшеств, введенных группой, была игра света и тени. Так, картина Ренуара «Бал в Мулен-де-ла-Галетт», написанная в 1876 году, представляет собой жанровую сцену: танцы в кабачке на Монмартре. Чтобы передать атмосферу солнечного летнего дня, Ренуар усыпал землю и одежду персонажей светлыми бликами, наложив свободные мазки белой краски. Эта игра цветов преувеличивает отдельные детали и придает изображаемому иной вид, отличный от того, что на самом деле видел художник.
Метод импрессионизма берет то, что видит глаз, и интерпретирует это по-своему, что-то утрируя, а чем- то пренебрегая, и в конечном счете искажает реальность. А теперь представим себе, что вы садитесь за стол и приступаете к подготовке проповеди. Вы открываете Библию. Времени у вас в обрез. Вечером, вероятнее всего, предстоит какое-нибудь собрание, а то и два. Может быть, назначена духовная беседа с прихожанами или сотрудниками церкви. Пасторской работы невпроворот. Да еще нужно будет что-то сказать в воскресенье. Итак, вы начинаете с чтения отрывка, по которому будете проповедовать, и набрасываете в компьютере некоторые идеи, как художник делает наброски на холсте – быстрые цветные мазки, соединяющие Слово со знакомым вам миром. Вы ищете повороты, которые наверняка сразу же окажут на слушателей сильное впечатление. Эти поиски увлекают вас и даже доставляют удовольствие. Работа идет на лад. Очень скоро вырисовывается главная идея. Ее можно отлично увязать с конкретными обстоятельствами. Вы, как и ваша община, не слишком любите вдаваться в историческую подоплеку. Собственно говоря, и работу-то эту вы получили благодаря своему умению создавать занимательные проповеди, не углубляясь в недоступный многим древний реализм библейских сцен. На слушающих это всегда производило впечатление. А с детальным исследованием текста можно и повременить.
Это – импрессионистская проповедь. И такое происходит буквально на каждом шагу. Более того, это может быть самой серьезной проблемой, стоящей перед проповедниками в наши дни. Импрессионистская проповедь не видит границ, поставленных реальностью текста. Она игнорирует его исторические, литературные и богословские контуры.



Tags:

Comments have been disabled for this post.