Коля (kainos)

Поговорим о природе возрожденного человека?

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



Вернувшись из поездки в Виттенберг, где на конференции, посвященной 500-му юбилею Реформации я прочитал этот доклад об освящении в Послании ап. Павла к Галатам, я хотел бы поделиться некоторыми размышлениями о природе возрожденного человека.

Сразу скажу, не все согласятся с моими мыслями касательного этой спорной темы.

Как правило, задаваясь вопросом о природе возрожденного человека, богословы говорят либо о том, что верующий имеет только новую природу или имеет две природы, старую и новую. Я же убежден в том, что у верующего лишь одна природа, и притом, старая.

Важно заметить, что Писание никогда не использует термин природа (φύσις, фусис) в данном богословском смысле, применительно как к нашему состоянию до обращения, так и после. Следовательно, я считаю, что для того, чтобы оставаться в этом вопросе как можно более близким к Писанию, не стоит усложнять его привнесением столь непростого для определения понятия как природа, ввиду того, что сама Библия не использует его.

Поэтому, точнее этот вопрос можно сформулировать так: какие изменения происходят с человеком в момент его спасения? Что в нём остается старого, и что приобретается нового? Библия действительно говорит о том, что верующие совлеклись ветхого человека, и облеклись в нового (Кол. 3:9-10), как об уже совершившемся факте. Однако Библия, также, говорит о том, что мы должны отложить ветхого человека, и облечься в нового (Еф. 4:22, 24), как о том, что христиане должны делать в процессе своей жизни. Кроме того, что можно сказать об отрывках, где Павел, как кажется, говорит о христианах, как о новом творении (2 Кор. 2:17; Гал. 6:15), для которого всё старое прошло, и теперь всё новое?

Сначала скажу насчет последнего, поэтому что здесь всё намного проще. В обоих случаях новое творение следует понимать не в индивидуальном смысле (каждый христиан – это новое творение), а в эсхатологическом (каждый христианин – часть нового творения, которое придет на смену этому преходящему лукавому веку). Именно это значение имеет фраза «новое творение» в еврейской межзаветной литературе, уходя корнями в апокалиптические пророчества Исайи о новом небе и новой земле (Ис. 43:15–19; Ис. 65:17–22; 66:22–24). Кроме того, слова «тот» нет в греч. тексте 2 Кор. 5:17.

Что же тогда происходит с человеком в момент возрождения? Он получает дар Духа, посредством которого он входит в духовный союз со Христом, в котором триединый Бог устаивает свою обитель в нём. Именно наличие Духа Святого, а не какая-то новая природа, производит желание противостоять похотям плоти и жить в святости. В Гал. 5:17 Павел пишет: «плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».

Таким образом, вернее сказать, что верующих по-прежнему имеет старую, но обновляемую Духом природу, побеждая грех и плоть не за счет некой самой по себе силы, теперь присущей его новой природе, но исключительно благодарю водительству Духа Святого, освобождающего его от рабства греху и приносящего в нём угодный Богу плод.

Если мы считаем, что применительно к нашему внутреннему человеку «древнее прошло, теперь все новое», как мы можем объяснить то, откуда у нас по-прежнему возникает желание совершать те же грехи и остаются те же нечестивые привычки? Если Бог дал нам подлинно новое сердце, почему оно так похоже на старое в своей склонности заблуждаться и уходить с Его путей?

Единственный ответ, кажущийся мне верным в свете Божьего Слова, заключается в том, что в момент спасения несмотря на свое новое положение перед Богом, в котором он видит в нас безупречную праведность Христа, взявшего на Себя наш грех, мы, по своей сути, остаёмся плотяными, проданными греху, сами по себе неспособными ни на что кроме как не делать, что хотим, а что ненавидим – делать. Ключом к реальному внутреннему преображению, проявляющемуся внешне, является не некая усовершенствованная или полностью отделённая от греха часть нашей натуры, но наличие Духа Святого благодаря которому «праведность, предписанная Законом, могла быть [см. сослагательное наклонение гл. πληρόω, плероō] исполнена в нас, не по плоти ходящих, но по Духу» (Рим. 6:4).

Итак, подобно лампочке, лежащей на полке и неспособной гореть, пока она не будет подключена к источнику питания, духовно мертвый человек не будет переживать никаких духовных изменений, пока в нём не поселиться и начнет свою работу Дух Святой. Освободившись от рабства греху посредством его силы – закона – мы призваны «служить Богу в обновлении Духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6), не за счет неких новых врожденных способностей, но исключительно в надежде на действие Божьей благодати включает в себя не только постепенное устранение запачканности грехом, но, также, и утверждение в святой и праведной жизни. Гал. 5:5 «а мы Духом ожидаем и надеемся праведности от веры».

Таким образом, как складывается впечатление, новая динамика, наблюдаемая в жизни возрожденного человека, лучше всего объясняется не наличием в нем некого данного Богом доброго начала, новой природы, но отождествлением со смертью и воскресением Христа благодаря духовному союзы с Ним, который представляет собой не только перемену представлений и ценностей, но новый способ существования, зиждущийся на жизни другого, жизни Христа «во мне». В этой новой жизни, мы призваны облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства, благодаря постоянному обновлению в познании по образу Создавшего нас, осуществляющемуся когда мы смотрим не на видимое, но когда «мы все с открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню, преображаемся в Его же образ от славы в славу, и преображает нас Господь, Который есть Дух» (2 Кор. 3:18).

Буду рад услышать ваши замечания и идеи по этому поводу!

Comments have been disabled for this post.