Коля (kainos)

Возрождение и ветхий человек

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



В
предыдущем постинге
я поднял вопрос состояния возрожденного человека. Это вызвало некоторый ажиотаж в комментариях, и я задумался над тем, что прежде чем продолжать дискуссию было бы неплохо определиться в терминах.

К сожалению, объемы постинга в блоге не позволяют изложить своё виденье настолько подробно, насколько это хотелось бы. Также, хотел бы отметить, что важным моментом в толковании Писания является осознания предпонимания (моего и вашего), с которым каждый из нас подходит к толкованию текста. Следовательно, мы должны приложить максимум усилий, чтобы позволить библейским авторам говорить самим за себя.
Итак, начнем с возрождения. Этот термин (παλινγενεσία, palingenesia) ни разу не встречается в Септуагинте, а в НЗ – лишь два раза.

В Мф. 19:28 – «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии (букв. «в возрождении», греч. ν τ παλινγενεσία), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Очевидно, что этот термин здесь используется в эсхатологическом смысле, описывая установление Богом нового мирового порядка.

В Титу 3:5-7 – «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (παλιγγενεσίας) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

В новом учебнике по систематическому богословию под редакцией Мак-Артура и Мехью совершенно верно сказано о том, что «по своему существу, возрождение представляет собой наделение вечной жизнью Богом духовно мертвого грешника».[1]

Именно это значения мы видим, также, и в сходном по смыслу греческом выражении ναγεννάω, родить заново (1 Пет. 1:3; 1:23), а также в известном разговоре Христа с Никодимом (Ин. 3:1-15). Все эти тексты подчеркивают, что новое рождение – это действие исключительно Бога посредством Духа, дающее верующим жизнь вечную и исключающее какое-либо участие человека (Ин. 1:12-13), а не указывают на наделение человека некой новой природой.

Грэм Голдсуорси верно отмечает, что в свете библейского учения о духовном союзе со Христом, в котором «мы сораспялись Христу (Гал. 2:19–20), были погребены с Ним (Рим. 6:4–5), и будучи воскрешены с Ним, посажены на небесах в Нём (Еф. 2:5–6)… мы должны признать, что средоточие нашего возрождения не в нас, но во Христе».[2]

Об этом важно не забывать при рассмотрении ключевого отрывка в этой дискуссии, Римлянам 6:6. Там написано, «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху». Здесь апостол Павел впервые в своих посланиях использует выражение «ветхий человек» ( παλαις νθρωπος) и проводит интересное разграничение между «ветхим человеком» и «телом греховным» (τ σμα τς μαρτίας). Первую фразу мы также встречаем в Еф. 4:22-24 и в Кол. 3:10-11.

Опять же рамки постинга не позволяют мне предоставить всесторонний анализ, поэтому буду писать тезисно. В контексте Римлянам 5-8, фразу «ветхий человек» лучше всего понимать не в онтологическом смысле, но относящейся к истории искупления. Другими словами, так как в Рим. 5:15-19 Павел показывает, что человек может быть либо в Адаме, либо во Христе, то «ветхий человек» обозначает состояние человечества в Адаме, а «новый человек» во Христе.[3] Таким образом, «старый человек» - это не старая природа или что-то подобное ей, но относительное или позиционное описание положения верующих, прежде того как они облеклись во Христа.[4] Кроме того, вполне уместно заметить, что в этом выражении больше коллективного описания человечества, чем индивидуального, хотя первое не исключает полностью второго.[5] Как написал Джон Стотт: «то, что было распято со Христом не является частью меня, называемой старой природой, но весь я, таким каким был до своего обращения».[6]

Это же касается послания к Ефесянам и Колоссянам. В как в первом (Еф. 2:14-15), так и во втором случае (Кол. 3:10-11), никто иной как Христос отождествлен с новым человеком.[7]

Что же тогда значит: «ветхий наш человек распят с Ним»? Это значит, что с точки зрения истории искупления, верующий переведен из старого века греха и смерти, «в Адаме», в новый век праведности и жизни, посредством своего духовного отождествления со Христом.

Далее, Павел указывает на цель этого сораспятия: «чтобы упразднено было тело греховное». Тело греховное означает человека в целом, в своём падшем состоянии, доминируемого и живущего под контролем греха.[8] Таким образом, верующие, посредством смерти и воскресения со Христом, освобождены от господства греха в их жизни, что видно в следующей фразе «дабы нам не быть уже рабами греху».

Эту же динамику мы видим в послании к Галатам 2:19-20: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
Такого же понимания выражения ветхий/новый человек (не касающегося индивидуальной природы, но положения в Адаме/Христе) придерживается целый ряд других толкователей.[9]

Сегодня вечером я опубликую ещё одну запись, в которой мы поговорим о том, как следует понимать отрывки, где Писание говорит о «новом сердце» и «новом творении».

!!! Не забывайте, что мы скоро переезжаем на новый сайт: http://www.alexpro.hristiane.ru/  !!!


[1] Mac-Arthur and Mayhue, eds., Biblical Doctrine, 580.
[2] G. Goldsworthy, “Regeneration,” New Dictionary of Biblical Theology, ed. T. Desmond Alexander and Brian S. Rosner (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2000), 722.
[3] Thomas R. Schreiner, Romans, (Grand Rapids, MI: Baker, 1998), 314-15.
[4] Douglas J. Moo, The Epistle to the Romans, (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996), 373.
[5] Schreiner, Romans, 315. Также, H. Ridderbos, Paul: An Outline of His Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), 208, который пишет о том, что выражение ветхий/новый человек говорит о нашей солидарности либо с первым, либо с последним «главой» двух противоположных веков в истории искупления.
[6] J. R. W. Stott, Men Made New: An Exposition of Romans 5–8 (London: IVP, 1966), 45.
[7] Schreiner, Romans, 315.
[8] C. E. B. Cranfield, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, (London: T&T Clark International, 2004), 309.
[9] Среди которых Everett F. Harrison, “Romans,” in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein, (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1976), 10:70; C. K. Barrett, The Epistle to the Romans, (London: Continuum, 1991), 117; Grant R. Osborne, Romans, (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2004), 153; Robert E. Picirilli, Romans, (Nashville, TN: Randall House Publications, 1975), 111; James M. Boice, Romans: (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1992), 2:667; Colin G. Kruse, Romans, (Cambridge, U.K.: Apollos, 2012), 263; N. T. Wright, “Romans,” in The New Interpreter’s Bible (Nashville: Abingdon, 2002) 10:539; F. F. Bruce, Romans (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1985), 142; James D. G. Dunn, Romans 1–8 (Dallas: Word, 1988), 318; R. Kent Hughes, Romans (Wheaton, IL: Crossway Books, 1991), 124; John M.G. Barclay, Paul and the Gift (Grand Rapids: Eerdmans, 2014), 498-504.

Comments have been disabled for this post.