Собрался написать Систематическое богословие?

Борзов Валерий для alex-pro-1

Так начинается статья в официальном блоге компании Logos. Далее в статье, которую можно прочитать здесь, приводится интересная информация, полученная с использованием функции, добавленной к 7 версии программы - этого мощного инструмента богослова. Привожу часть этой статьи, которая мне показалась полезной:

Наиболее обсуждаемые тексты в трудах по систематическому богословию

У вас появилась идея написать систематическое богословие? Тогда приготовьтесь обсудить в своем труде известные тексты Писания хотя бы для того, чтобы идти в ногу с написанными до вас трудами, не говоря уже о необходимости библейского обоснования ваших мыслей.

Многие конфигурации Logos 7 теперь включают раздел во вкладке Passage Guide, называемый “Systematic Theologies.”  По сути, эта функция позволяет анализировать то, как в трудах по систематическому богословию используется Библия в дискуссиях по разным богословским вопросам.
----
Какие библейские тексты должны обсуждаться в моем систематическом богословии?

Собственно богословие (Римлянам 1:20)
Собственно богословие – это учение о Боге, поэтому можно не сомневаться, что здесь есть о чем поговорить. Наиболее популярным библейским текстом в разделе Собственно богословие (694 раз в более чем 300 источниках) это Римлянам 1:20: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны”. Какой стих лучше определит основы доктрины о Боге? Далее идут пять наиболее часто встречающихся:

  1. Римлянам 1:20 (694 раз)

  2. Матфея 28:19 (693 раз)

  3. Евреям 1:3 (680 раз)

  4. Бытие 1:26 (653 раз)

  5. Иоанна 3:16 (622 раз)

Библиология (2 Тимофею 3:16)
При изучении Библиологии (доктрине о Писании), почти всегда упоминается 2 Тимофею 3:16: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. Поэтому неудивительно, что он и будет наиболее часто встречающейся ссылкой в контексте Библиологии (381 раз). Стихи, которые рядом, тоже упоминаются часто (2 Тимофею 3:15 упоминается 129 раз; 2 Тимофею 3:17 упоминается 104 раза). Какие еще тексты обсуждаются в связи с Библиологией?

  1. 2 Тимофею 3:16 (381 раз)

  2. 2 Петра 1:21 (237 раз)

  3. Иоанна 10:35 (146 раз)

  4. 2 Тимофею 3:15 (129 раз)

  5. 2 Петра 1:20 (127 раз)

Эти ссылки указывают на два больших отрывка Писания, 2 Тимофею 3:15–17 и 2 Петра 1:18–21, которые являются фундаментальными при обсуждении темы Священного Писания.

Христология (Иоанна 1:14)
Христология, это доктрина о Христе. Евангелие от Иоанна дает многое для закладки основания доктрины о Христе; четыре из десяти главных текстов – из Иоанна, включая наиболее часто упоминаемую, Иоанна 1:14: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. Вот первые пять:

  1. Иоанна 1:14 (449 раз)

  2. 2 Коринфянам 5:21 (444 раз)

  3. Иоанна 3:16 (394 раз)

  4. Евреям 2:14 (376 раз)

  5. 1 Фессалоникийцам 4:16 (357 раз)

Еще две ссылки из Иоанна в первых десяти, это Иоанна 5:28 и Иоанна 5:29.

Пневматология (Иоанна 14:26)
Пневматология, это доктрина о Святом Духе. Происходит это название от слова πνεῦμα (пневма), греческого слова, означающего “дух”. Если Евангелие от Иоанна делает большой вклад в доктрину о Христе, то еще больший вклад оно делает, закладывая фундамент доктрины о Святом Духе. Из первых десяти ссылок, восемь будут из Иоанна. Наиболее часто употребляемый в отношении Пневматологии текст, это Иоанна 14:28: “Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня”. А это первые пять текстов:

  1. Иоанна 14:26 (184 раз)

  2. Иоанна 16:13 (183 раз)

  3. Иоанна 15:26 (176 раз)

  4. Иоанна 14:16 (157 раз)

  5. Ефесянам 4:30 (142 раз)

Другие тексты из Иоанна, относящиеся к упомянутым выше: Иоанна 14:17; 16:14; 16:8.

Сотериология (Ефесянам 1:4)
Сотериология, это доктрина о спасении, и, очевидно, нет лучшего стиха для обсуждения этого раздела, чем Ефесянам 1:4: “так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви”. Отметьте, что Ефесянам 1:5, где заканчивается мысль 4 стиха, в списке стоит 5 номером: “предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей”. Далее, список из первых пяти:

  1. Ефесянам 1:4 (348 раз)

  2. Римлянам 8:29 (323 раз)

  3. Римлянам 8:30 (286 раз)

  4. Иоанна 3:16 (252 раз)

  5. Ефесянам 1:5 (237 раз)

Заметили ли вы, что Иоанна 3:16 уже в третий раз оказывается в первых 5 текстах? Это, так сказать, мастер на все руки в систематическом богословии.

Антропология (Бытие 2:7)
Антропология, это доктрина о человеке. В чем наша связь с Богом, почему мы здесь и в чем наша цель? Как и ожидается, Бытие очень важная книга для разговора на эту тему, она дает четыре из пяти первых текстов. Наиболее часто упоминается Бытие 2:7: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”. Вот первые пять:

  1. Бытие 2:7 (290 раз)

  2. Бытие 1:27 (252 раз)

  3. Бытие 1:26 (231 раз)

  4. Римлянам 5:12 (191 раз)

  5. Бытие 2:17 (150 раз)

Итак, кроме Бытие 1 и 2 глав, наиболее часто ссылаются на Римлянам 5:12 (см. также ниже Гамартиологию, доктрину о грехе).

Ангелология (Евреям 1:14)
Ангелы. Всем интересно узнать про ангелов. Ангелология или доктрина об ангелах предлагает исследование этих существ в рамках разработанной доктрины. Наиболее часто приводится в этой связи Евреям 1:14: “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” Четвертый в списке текст связан с аналогичным текстом.

  1. Евреям 1:14 (185 раз)

  2. Колоссянам 1:16 (130 раз)

  3. Иуда 6 (123 раз)

  4. Матфея 18:10 и 2 Петра 2:4 (112 раз)

  5. Псалом 102:20 (103 раз)

Демонология (Откровение 12:9)
Демонология, это доктрина о бесах, сатане, падших ангелах, и тому подобного. Как ожидается, в книге Откровения часто обсуждается эта тема, отчего тексты из Откровения стоят в первой четверке. Откровение 12:9 встречается наиболее часто: “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”. А вот и список:

  1. Откровение 12:9 (77 раз)

  2. 1 Петра 5:8 (53 раз)

  3. Иоанна 8:44 (52 раз)

  4. Откровение 20:2 (51 раз)

  5. Откровение 20:10 (47 раз )

Вы, наверное, заметили, что частота обращения к этим ссылкам меньше, чем в частота обращения к текстам Писания в других разделах систематического богословия. Демонология, так или иначе, не обсуждается так часто или так глубоко, как другие разделы.

Гамартиология (Римлянам 5:12)
Гамартиология, это странное слово для некоторых, которое происходит от греческого ἁμαρτία (гамартиа), означающего “грех”. Итак, гамартиология, это доктрина о грехе. К какому тексту чаще всего обращаются, обсуждая эту доктрину? Римлянам 5:12: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили”. На этот текст ссылаются в два раза чаще, чем ко второму по частотности обращений, Ефесянам 2:3. Список из пяти текстов ниже:

  1. Римлянам 5:12 (302 раз)

  2. Ефесянам 2:3 (137 раз)

  3. Римлянам 5:19 (119 раз)

  4. Псалом 50:6 (111 раз)

  5. Бытие 2:17 (108 раз)

Экклесиология (Матфея 16:18)
Экклесиология, это доктрина о церкви. Понятно, что чаще всего приводятся ссылки на Новый Завет. Матфея 16:18 упоминается наиболее часто: “и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. Ниже приводится список из пяти текстов:

  1. Матфея 16:18 (322 раз)

  2. Матфея 28:19 (307 раз)

  3. Ефесянам 4:11 (275 раз)

  4. Матфея 28:20 (261 раз)

  5. Деяния 20:28 (253 раз)

Такое частое обращение к Матфея 28:19–20 , а также к Деяниям 20:28 вполне объяснимо. Я не ожидал, что Ефесянам 4:11 (фактически, имеется в виду отрывок Ефесянам 4:11–14) будет появляться так часто, однако, взглянув повнимательнее, понял, почему он здесь.

Эсхатология (Откровение 20:4)
Приберегая рассмотрение самых сложных вещей напоследок, Эсхатология рассматривает доктрину о последнем времени. Эту доктрину широко обсуждают в отдельных книгах, статьях и комментариях, но, очевидно, не уделяют такого же внимания в контексте систематического богословия. Число таких ссылок на тексты неожиданно мало.
Откровение 20:4 встречается чаще всего: “И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет”. Но на этот стих ссылаются всего 54 раза. Далее приводится список из пяти первых вместе с перекрестными ссылками:

  1. Откровение 20:4 (54 раз)

  2. Откровение 20:10 и Откровение 20:14 (53 раз)

  3. 1 Фессалоникийцам 4:17 и Откровение 20:12 (52 раз)

  4. Матфея 19:28 (50 раз)

  5. Матфея 25:46 (49 раз)



Comments have been disabled for this post.